Сологуб "Мелкий бес" - сочинение "Значение цвета в романе Федора Сологуба «Мелкий бес»"
Страница: 1 [ 2 ]Так постепенно мы переходим еще к одному цвету — черному.
Сологуб сразу обозначает цену черному. Этот цвет медленно убивает надежды, потом волю, и человеку кажется, что он уже спустился в бездну без конца и края. Эта чернота появляется и в описании героев: «В саду за калиткой стояла Наталья Афанасьевна Вершина, маленькая, худенькая, темнокожая женщина, вся в черном, чернобровая, черноглазая. Она курила папироску в черешневом, темном мундштуке и улыбалась слегка». Вокруг этого образа словно создается ореол мистичности. Она словно возникла из какого-то другого мира, темного и мрачного. Ведь в ее пестрый сад заходил Передонов. Та сжигающая природа еще не догорела и не превратилась в пепел, пыль, золу. Однако и эти мрачные оттенки врываются в ярко горящий пейзаж. И снова посмотрим на сад Вершиной: «Вершина заманила Пере-,. донова к себе в сад... Вдвоем прошли в беседку, по мокрым дорожкам, покрытым палыми, истлевающими, темными листьями». Черный цвет «накапливает» свои силы, чтобы окрасить еще более общие понятия в свой тон: «Тоскливый ветер выл в трубе. Медленный дождь тихо, настойчиво стучал в окошки. За окнами было совсем черно».
И теперь уже черный проявляется не только как цвет природы, но и как живое существо — ворон. «Небо хмурилось, носились вороны и каркали. Над самою головою Передонова каркали они, точно дразнили и пророчили еще новые худшие не-приятности». Черные птицы становятся обитателями этого мира. Они как бы кон-центрируют в себе все опасности. Недаром говорят «накаркал», отмечая призыв беды.
Цвета, используемые Сологубом в его романе, явно говорят не о жизненности и реальности. Эти краски иного мира: дьявольского, потустороннего, неизвестного. В «Мелком бесе» идет как бы постепенное перекрашивание цветов, итогом которого становится черный. У нас получается следующая цепочка: горящие — серые — грязно-белые — темные и черные тона. Однако можно составить ту же цепочку, но только с иным подтекстом. Горящие краски все-таки сжигают как природные явления, так и души героев. А остается после подобного горения пепел — белый, пыль — серая, зола — черная. То есть все сгоревшее приобретает те оттенки, которые Сологуб обозначает как черные, мрачные и тяжелые.
Таким образом, цвета и оттенки, используемые писателем в «Мелком бесе», говорят о каком-то другом потустороннем мире и, возможно, в какой-то степени дьявольском.
Страница: 1 [ 2 ]