Распутин "Прощание с Матерой" - сочинение "Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»"
Страница: 1 [ 2 ]зы проявляются в истории с «царским лиственем». Слово «лиственница» женского рода, но автору, очевидно, важно показать мужское начало этого символа Матеры: «...нет, это был он, «царский листвень» — так вечно, могуче и властно стоял он на бугре заметный почти отовсюду и зпае-мый всеми». Разумеется, этот образ связан с образом Мирового древа, соединяющего небо и землю. «Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Издревле к нему относились как к святыне и только в новое время стали забывать традицию праздничных подношений — так теряется связь с истоками. Гибель Матеры и смерть «Мирового древа» неразрывно связаны между собой.
Его рубят топорами, жгут, обливая бензином, — а оно стоит. Даже продуктом человеческой цивилизации — бензопилой — не удалось извести листвень. Старая береза — единственное дерево, которое листвень допустил расти рядом с собой, — несомненно, олицетворяет женское начало. Об этом говорит фраза: «...быть может, корни их под землей и сходились». Не справившись с лиственем, мужики от злости «уронили» березу, виновную лишь в том, что стояла рядом. Погублено женское начало, дающее жизнь. Листвень остался не сломлен, «но вокруг него было пусто».
Пустотой, небытием заканчиваются и дни Матеры — проявляется это в теме тумана, окутавшего деревню. И только слышно, как оплакивает свой остров Хозяин: «...в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой — то был прощальный голос Хозяина».
Таким образом, мы видим, что использование мифологических символов превращает смерть одной деревни в гибель всего Богом данного мира.
Страница: 1 [ 2 ]