Распутин "Изба" - сочинение "Особенности проблематики"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4кие ослепшие глаза., заслезились, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертельный вид. - Господи! - крестились бабы, оборачиваясь на избу. - Будто Агафья воротилась". Теперь около нее, как прежде ночи у огня, печалятся старухи, отходя душой. К вместе с избой живет память о русской женщине.
Поэтому так и называется произведение Распутин а, повествующее о судьбе Агафьи. Образ избы является ключевым в рассказе. Он одухотворен. Писатель говорит нам о рождении, жизни, смерти и воскрешении Дома. Изба была "зачата", осталось только выносить да родить". И после того, как она была построена, Агафья "лелеяла " ее: "по старинке скребла половицы косарем и натирала их песочком... "
Когда хозяйка умерла, "изба осталась сиротой". "Снег завалил ее сверху и снизу". Так и "коченела" она до тех пор, пока ей не дали света. А по теплу стали заходить к ней старухи. И "как бы сразу оказывались в другом мире, где царят "покой, сладкая н далеко уходящая задумчивость", в которой "неслышно и согласно беседуют одни только души". Как нимб, над Агафьиной избой "висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света".
Но время идет. Старушек, посещающих дом Агафьи, становится все меньше и меньше. "Год от года ужимается в поселке жизнь". Ветшает внешне и сам Дом. Мир вокруг него находится на грани катастрофы. Недаром в описание избы в, финале рассказа введен библейский мотив: "... видно было от нее на все четыре стороны света". Это уже редвестие Страшного суда. Бездуховный, погрязший, в мелочах, мир не думает о нем. Но Агафьин Дом вбирает внутрь себя и хранит все самое святое: святую печаль, страдание, подвижничество, представление о совести. Поэтому описание избы накануне катастрофы начинают и заканчивают рассказ. В первом из них большое количество конкретных деталей. Она "почерневшая", "осевшая на левый затемненный угол", постаревшая "до дряхлости", с оконными стеклами, забитыми пылью. Но из последних сил держит достоинство и стоит "высоконько и подобранно".
Смысл другого описания более глубокий. Мир вокруг Агафьинои избы кажется усталым, разбитым, радость его - "вытершейся". "Сколько здесь скопилось невыразимых воздыханий, что тучки на небе задерживались над этим местом и полнились ими, унося с собой жатву людских сердец". Создается впечатление, "что изнашивается весь мир". А на него смотрят окна Дома, "как у всякого живого существа", смотрят "изнутри". Изба становится метафорическим образом скрытых возможностей русского характера. При внешнем убожестве в ней "дремлют такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им ни какой веры", Только отзовутся они в том случае, если их "окликнуть", заявить о востребованности лучших качеств человеческой души.
Какая же идея может заставить "отозваться" эти безмерные силы? По Распутину, это домостроительство в самом широком смысле этого слова.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4