Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Москва и москвичи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Москва и москвичи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

Страница: [ 1 ]  2  

Грибоедов говорил, что ставит своей задачей изображать «натуру событий». И именно эта «натура», то есть живая жизнь, реальная действительность были для него одновременно источником и предметом искусства. Он сумел выделить в окружавшей его действительности самое существенное и характерное, и потому сумел так изобразить героев своей комедии, что мы словно видим стоящие за каждым из них социальные законы, определяющие их психику и поведение.

Грибоедов создал в «Горе от ума» широкую галерею реалистических художественных типов, значение которых вышло далеко за пределы их исторического времени. Главная задача, которую ставит себе писатель-реалист, — создание типических характеров в типических обстоятельствах, и Грибоедов блестяще решил ее. Имена персонажей его комедии стали нарицательными и долгое время служили обозначением таких явлений социальной жизни, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), либеральное пустословие (репетиловщина).

«Горе от ума» не является комедией в обычном значении этого слова, это патетическая драма о судьбе умного, передового человека в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России. Произведение Грибоедова о горе человека, и горе это — от его ума, то есть интеллигентности, просвещенности. В годы, когда была написана комедия, с понятиями «умный», «умник» принято было связывать представления о человеке «вольнодумном», имеющем передовые политические убеждения (носителе новых идей, члене тайного общества, будущем декабристе). И, конечно, в глазах обывателей такое здравомыслие оборачивалось «безумием», «горем от ума».

Московское общество представляет собой сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и в мотовстве», живут по заветам и преданиям минувшего века — века покорности и страха. Мораль этого общества основана на пресмыкательстве перед сильными и угнетении слабых, а идеалом человека считается удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству. Галерея типических образов барской Москвы включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, они упоминаются только в характеристиках, которые дают основные персонажи пьесы, но все эти лица имеют очень важное значение для полноты картины московского общества, его обычаев и нравов. В их числе и «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи», и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и французик из Бордо, чувствующий себя в Москве как дома, и дамы — «судьи всему, везде, над ними нет судей», блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире.

В таком обществе, где отсутствует представление о национальной культуре, процветает низкопоклонство перед чинами, перед всем иностранным, где родители воспитывают детей, набирая «полки учителей» «числом поболее, ценою подешевле», жизнь протекает без серьезных интересов, вообще без всякого содержания.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz