Платонов "Котлован" - сочинение "Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован»"
Страница: 1 [ 2 ] 3ральной линии — имеют символическое значение. Здесь, в этих точках бесконечного мира, Вощев пытается обрести истину. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. Герой попадает на стройку символического здания светлого будущего, а затем в деревню, где предпринята попытка устроить общий двор из бывших единоличников. По пав на строительство общепролетарского дома, Вощев видит в нем возможность освобождения человека от враждебных обстоятельств, причем как природного характера (т.н. дом призван защитить человека от природных стихий), так и социального, так как общее дело дает человеку возможность составить нерасторжимое единство с коллективом. Однако Вощев замечает, что, углубляя котлован под фундамент здания светлого будущего, землекопы не одухотворяют материю трудом, творя тем самым истину существования, а разрушают природный мир и тратят свою живую плоть на мертвый камень, а человеческая ЖИЗНЬ безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Изможденные непосильной трудовой деятельностью, герои утрачивают способность думать и чувствовать, ощущают себя пустыми. Душевная опустошенность характерна и для рабочих котлована и для крестьян. И потому в конечном итоге герои «Котлована» оказываются не людьми. Об этом говорит Жачев: «Это одна наружная кожа, до людей нам далеко идти». Центральный образ повести — конфликт человеческой природы и социальной идеологии, социальных схем, убивающих человеческую жизнь. Человек становится лишь средством осуществления социальных программ, овеществляется, т.к. значимость его жизни ставится в зависимость от произведенной им вещи. Обесценивание личности проявляется в возможности замены одного человека другим. Таким образом, коллектив рабочих оказывается лишь формальным объединением отчужденных друг от друга людей (каждый находится в своей личной пустоте). Разрушение связей между людьми трагически реализуется в повести через разрушение живой связи между поколениями, связи времен. Разрушение категорий памяти показано Платоновым как трагедия. Маленькая Настя должна забыть свою мать, чтобы иметь возможность жить, а уничтожение прошлого приводит к тому, что человек лишается основ жизни. Платоновские герои устремляются в будущее, «организовать свою жизнь впрок» и потому теряют ощущение значимости реального момента бытия. Настоящее не расценивается героями как жизнь в полном смысле этого слова. Вся символика повести — гробы, образ пустоты, реализует платоновскую идею о нежизненности настоящего. А смерть Насти, как воплощения будущего, демонстрирует тупиковый характер истории. Сам символ котлована вырастает в образ, демонстрирующий губительность происходящих событий, так как в фундаменте дома светлого будущего заложен труп девочки, которая должна была стать первым жителем этого дома.
Финал «Котлована» соотносится с идеей Достоевского, выраженной в романе «Братья Карамазовы»: вся мировая гармония не стоит слезинки ребенка. Лишь похоронив Настю, Вощев обретаетистину, понимая ценность отдельной человеческой личности.
Страница: 1 [ 2 ] 3