Пильняк "Голый год" - сочинение ""Погашенная луна" Б.А.Пильняка "
Страница: 1 [ 2 ]тебе говорить о смерти и кро¬ви", — напоминает Первый Гаврилову об одном из эпизодов гражданской войны, когда последний послал на верную смерть четыре тысячи чело¬век. В тексте есть и прямое указание на то, что имя Гаврилова обросло "легендами о тысячах, десятках и сотнях тысяч смертей".
Тема смерти является главной в повести и поддержана в основном мотивом крови. Смерть и кровь — опорные слова в тексте, в равной мере относящиеся и к образу Первого, и к образу Гаврилова. В повести не случайно подчеркнуто, что последними словами Гаврилова перед смер¬тью, которые слышал от него друг, были слова, связанные с воспомина ниями о толстовском персонаже, который хорошо "кровь чувствовал".
Те же мотивы обнаруживаются и в других элементах образной систе¬мы повести. Основные эпитеты, которые использует автор, — красный и белый. Нагнетание красного цвета особенно заметно в начале второй гла¬вы, где текст интенсивно окрашен различными оттенками этого цвета: и пейзаж (кровавый закат), и предметный мир (упоминаемый автором не¬сколько раз красный карандаш в руках у Первого), и описание отдель¬ных эпизодов ("Краском с двумя орденами Красного знамени, гибкий как лозина, — с двумя красноармейцами, — вошел в подъезд"). Таким обра¬зом, и поэтический уровень текста устанавливает идентификацию персо¬нажей, наделенных общей виной перед народом и заслуживающих возмез¬дия. Об этом свидетельствует и очень важный для понимания смысла по¬вести символический эпизод гонки автомобиля сначала Гавриловым, за¬тем, после его смерти, Первым, повторившим предыдущую ситуацию. Бе¬зумная гонка в неизвестном направлении, движение ради движения — ме¬тафорическое осмысление писателем исторического пути страны, в осно¬ве общественной структуры которой лежит насилие над человеком. Как справедливо отметила критика, "в доводах Первого революция оказыва¬ется отделенной, а если говорить до конца, то противопоставленной че¬ловеку".
По мысли Пильняка, в самом понятии "государственная система" зак¬лючено нечто чуждое, противоположное природной сущности человека, тем более в тоталитарном государстве, которое держится исключительно силой власти, насилием над личностью. Гаврилов сам строитель страш¬ной машины истребления личностного сознания и сам становится ее жер¬твой. Государство, власть являются в повести метафорой смерти.
Скорее всего именно осоз¬нание неотвратимости кары заставило Гаврилова почувствовать свою об¬реченность и не сопротивляться приказу Первого. Таким образом, фило¬софский смысл повести актуализирует ее содержание в современную эпоху не менее, чем ее политический смысл.
Страница: 1 [ 2 ]