Пастернак "Доктор Живаго" - сочинение "Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго”"
Страница: 1 [ 2 ]Р. М. Рильке. “Магдалина” Пастернака перекликается с “Гефсиманским садом” и “Пиетой” Рильке и служит выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго.
Главное в характере соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” было замечено одним из его первых читателей – В. Т. Шаламовым: “Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе”. Из этой глубокой и точной оценки следует, что проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – “голос автора”. На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, – равноправные герои.
Проблематика и поэтика романа. Роман “Доктор Живаго” не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.
Центральная проблема романа “Доктор Живаго” – судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: “Шли и шли и пели “Вечную память”…” Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ “рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование”, в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.
Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.
В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме “Двенадцать”, цикле рассказов “Конармия” и романе “Белая гвардия” была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны.
Страница: 1 [ 2 ]