Пастернак "Доктор Живаго" - сочинение "Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго»"
Страница: 1 [ 2 ] 3перничали
по жестокости, «попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их
перемножали». Кровь тех и других вызывала приступы тошноты, «она подступала к
горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».
Правоту позиции
доктора Живаго, понимавшего бессмысленность и преступность братоубийственной
бойни, подтверждает факт, имеющий символическое значение. Так, уодновременно
убитых юнца-гимназиста, воевавшего за белых, и красного партизана находят один
и тот же псалом, зашитый в ладанки, который должен был уберечь их от гибели,
но, как видим, не уберег.
Борис Пастернак
подходит к событиям тридцатилетней давности не с классовой,» но
общечеловеческой, гуманистической точки зрения. Уничтожали друг друга нс враги,
а соотечественники, сыновья одной земли, братья по крови и духу. Сегодня мы это
хорошо понимаем. И Пастернак был одним из первых, кто не побоялся прямо сказать
о гражданской войне как о «узаконенном и восхваляемом смертоубийстве».
Но прямо — не
значит однозначно. Юрий Живаго — личность, постоянно колеблющаяся,
сомневающаяся. Ситуация раздвоенности отчасти уходит истоками в личную драму
героя, в его любовь к Ларе, Ларисе Федоровне Антиповой, которая отождествляется
для него с образом России. Этой любви не суждено было победить душевное
смятение. Скомканные, искалеченные революционным порывом человеческие
судьбы—обычное явление тех грозных лет. Большевики выслали за пределы Советской
республики близких Юрия Андреевича — его первую жену с детьми. Не надеясь на
встречу с любимой женщиной, Живаго заводит новую семью и умирает от сердечного
приступа, рухнув на камни мостовой. А сама героиня, пережив самоубийство мужа и
смерть Юрия Андреевича, в конце концов бесследно исчезает в одном из
неисчислимых концлагерей севера. Остается жить лишь Марина — третья жена Живаго.
А на самых последних страницах романа появляется «бельевщица Танька», в которой
друзья Юрия Андреевича узнают его дочь, но которая сама об этом не подозревает.
Кто же ответит за эти смерти, изгнания, беспамятство?
И все-таки
повествовательная часть романа Пастернака заканчивается не сценой гибели
Живаго, не сообщением об исчезновении Ларисы Федоровны, не рассказом о
«неученой» бельевщице Татьяне. Он заканчивается описанием тех светлых чувств,
которые охватили друзей Юрия Андреевича при чтении его стихов через много-много
лет после смерти героя. Это и чувство «свободы души», и «счастливое, умиленное
спокойствие» за землю, за всех участников истории и детей их, и ощущение
неслышной музыки счастья, «разлившейся далеко кругом».
Подобный финал
— не отражение официального оптимизма автора и не искусственный довесок к
повествованию о любви и скорби. Это взгляд поэта, светлый и умудренный, умеющий
угадать в обыденном и страшном великое и высокое начало.
Стихотворный
цикл Юрия Живаго, открывающийся просьбой Христа к Отцу-Вседержителю пронести
мимо него «смертную чашу», заканчивает стихотворение о грядущем воскресении
Спасителя, о самом значительном событии в «книге жизни»:.
Страница: 1 [ 2 ] 3