Некрасов "Мороз, Красный нос" - сочинение "Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»"
Страница: 1 [ 2 ]«береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?
Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.
Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.
Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.
Страница: 1 [ 2 ]