Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5же время поэт преклоняется перед силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некрасова многие произведения посвящены именно женской те-
матике; здесь описываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявляет себя женский характер. В поэме же “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов сумел собрать воедино лучшие качества русского характера и создать цельный женский образ. Не случайно образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.
В “Крестьянке”, так же как и в поэме “Мороз, Красный нос” и стихотворении “Тройка”, песни, мечты, воспоминания ьглавной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: [ничем не омраченное детство и юность (“мне счастье в девках [выпало...”), свадьба — переломный момент в жизни девушки [(“поблекло бело личико... и волюшка скатилася с девичьей [головы...”), а затем безрадостная замужняя жизнь:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
(“Мороз, Красный нос”)
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая — шелку красного,
А третья — шелку черного,
Любую выбирай!
В любую полезай...
(“Кому на Руси жить хорошо”)
Можно заметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике (“Тройка”, “Вчерашний день, часу в шестом...”, “Орина, мать солдатская” и т. д.):
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
(“Тройка”)
Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула...
Аи! Лели! Лели!
Кровь пробрызнула...
(“Кому на Руси...”)
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
(“Вчерашний день...”)
Терпи многокручинная,
Терпи многострадальная,
Нам правды не найти...
(“Кому на Руси...” )
Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,
Бог нам послал урожай!
(“Мороз, Красный нос”)
Петровки. Время жаркое.
В разгаресенокос.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5