Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Барин и мужик в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""

Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Барин и мужик в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""

Страница: 1  [ 2 ]  3  

Они согласились разыгрывать «камедь», притворяться крепостными перед прежним владельцем. Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себя, сохранив отжившую систему отношений. Наследники бывшего хозяина купили свободу вахлаков за водку да «посулили» им заливные луга. Так народ-богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство.
Образ помещика Утятина автор рисует в сатирических красках, тем самым усиливая контраст между физической мощью, духовным потенциалом крестьян и слабостью, скудоумием полупарализованного бывшего владельца.
Автор показывает, как многолико крестьянство, как различается уровень духовного развития старосты Власа, Агапа Петрова и Клима Лавина. Влас занимает в сложившейся ситуации двойственную позицию. Он готов подчиниться общему решению крестьянского мира и продолжать кланяться бывшему господину. Однако он не желает быть «шутом гороховым» в качестве бурмистра, выполнять дурацкие приказы выжившего из ума Утятина. Климка Лавин – отчаянный гуляка, пьяница, мошенник, с удовольствием соглашается ублажать «последыша». Он готов «кланяться за водку всякому». Агап Петров по-иному расценивает сложившееся положение. Он возмущен, не желает унижаться и участвовать в комедии вахлаков. В решении мужиков сохранить старые порядки Агап видит проявление мужицкой глупости и вековечной рабской сути:
Ай, мужики! Царь сжалился,
Так вы в хомут с охотою…
Бог с ними, с сенокосами!
Знать не хочу господ!..
Крестьянин вступает в открытый конфликт с Последышем:
Крестьянских душ владение
Покончено! Последыш ты!
К концу главы слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. «Шутка» крестьян обернулась бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба за заливные луга. Некрасов честно показывает примеры терпения и смирения народа.
Однако автору дорого крестьянское проявление самостоятельности в антитезе помещик – мужик. Яким Нагой в главе «Пьяная ночь» выступает как народный защитник. Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким уже не поддакивает барину. У него есть свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское, чувство чести и собственного достоинства. Отстаивая чувство крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
В словах Якима о народной душе звучит грозное предостережение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна, и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.
Таким образом, Некрасов в поэме показал сложные взаимоотношения барина и мужика.


Страница: 1  [ 2 ]  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz