Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Еду ли ночью по улице темной..." (1847)"

Некрасов "Еду ли ночью по улице темной..." - сочинение "Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Еду ли ночью по улице темной..." (1847)"

Страница: 1  [ 2 ]  3  4  

атовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др..
В опровержение мнения о "слабой форме" или "безыскусности" некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:
Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С - согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, "мучительной думы" (звуки л и j, шипящие - вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в "Мцыри" Лермонтова). Обилие групп согласных ("темной", "пасмурный", "друг", "вдруг", "брызги дождя", "пронзительно звонок", "вдоволь поплакал" и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.
Другая характерная особенность этого стихотворения - обилие отрицаний: "друг беззащитный, больной и бездомный", "с детства судьба невзлюбила тебя", "муж тебе выпал недобрый на долю", "не покорилась", "да не на радость сошлась и со мной...", "он не смолкал", "слез безрассудных не лей", "ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил", "все без изъятья", "бесполезно замрут" - также свойственна поэзии Некрасова, ср., например, стихотворение "Муза" (1851):
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!

Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
и т.д.
Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.
Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: "Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день" - продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: "полусвет, полутьма", - затем усиливающийся: "становилось темней"; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: "В комнате темной зажгли огонек". Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: "темной" - "огонек", что отсылает ко второй части, где "полусвет" и "полутьма" выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой - характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные "петербургские" мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты.


Страница: 1  [ 2 ]  3  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz