Музиль "Человек без свойств" - сочинение "Ульрих - характеристика литературного героя "
Страница: 1 [ 2 ]еления «человека без свойств» в религиозном учении немецкого мистика XIV века Эккарта, полагающего, что Бог обращает свой лик в первую очередь на человека без свойств как на высшее проявление человеческого существа, как на самую истинную и никогда не исчезающую святыню жизни. Это учение в свою очередь уходит корнями в традицию принимать перед вступлением в монашество аскезу. Близкое понятие «человека без качеств» встречается у Плотина в трактате «О благе и едином»: «… как о материи говорится, что ей-де необходимо быть лишенной всех качеств, раз она должна принимать образы всех вещей, так и гораздо более необходимо душе становиться безвидной, раз не должно быть никакого таящегося в ней препятствия к ее наполнению и осиянию первоприродой». «Человек без свойств» противопоставлен понятию характера как чему-то окончательно сформированному, несущему на себе печать «обжитой жизни», с ее нескончаемым «повторением подобного». Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности замкнут, «человек без свойств» открыт любой возможности, еще не перестал быть прекрасной гипотезой самого себя. Это соотносится с незамкнутостью и неклассичностью современной науки, с насущной потребностью выживания человека в мире, что предполагает у него ценности более высокого порядка.
Лит.: Heydebrand R. Die Reflexionen Ulrichs in Robert Musils Roman «Der Mann ohne Eigenschaften». Munster, 1966; Seeger L.G. Zur Funktion Ulrichs in «Der Mann ohne Eigenschaften». Colloguia germanica. 1968. Jg.3. S.299-321.
Страница: 1 [ 2 ]