Мольер "Мещанин во дворянстве" - сочинение "Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве»"
Страница: 1 [ 2 ]а). Они наделены характерными особенностями, но не характером. Черты эти, даже комически обостренные, все же не вызывают правдоподобия.
Журден, в отличие от персонажей комедии обычаев, выступает как комедийный характер. Особенность мольеривского характера заключается в том, что тенденция, которая существует на самом деле, приходится к такой степени концентрации, что герой выпадает из рамок естественного, «умного» порядка. Ими есть Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Оргон — герои наивысшей добропорядочности и преступления, мученики благородных страстей и глупые. Таким есть и Журден, буржуа, который решил стать дворянином. Сорок лет он жил в своем мире и не знал никаких противоречий. Этот мир был гармоническим, так как все в нем были на своих местах. Журден был достаточно умным, по-буржуазному сообразительным. Стремление попасть в мир дворян, которое стало характером буржуа Журдена, разрушает гармонический родственный быт. Журден становится вместе с тем и самодуром, тираном, который препятствует Клеонту вступить в брак из влюбленной Люсиль, дочуркой Журдена, лишь потому, что тот не дворянин, и наивный ребенок, которого легко обмануть, играя на его дворянских страстях. Журден вызывает и веселый смех, и смех сатирический, осуждающий.
Устами Клеонта изложенная идея пьесы: «Люди без укоров совести присваивают себе дворянское звание, — этот вид воровства, очевидно, стал обычным. Но я относительно этого, сознаюсь, более деликатный. Я думаю, что любой обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо обрекло родиться на свет, хвалиться в обществе выдуманным титулом, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, — это, как на меня, признак душевной низости».
Но эта идея заходит в разногласие с дальнейшим развитием сюжета комедии. Благородный Клеонт в конце пьесы, для того, лишь бы добиться разрешения Журдена на брак из Люсиль, выдает себя за сына турецкого султана, а честные госпожа Журден и Люсиль помогают ему в этом обмане. Обман удался, но в итоге побеждает Журден, так как заставил честных людей, своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности обратиться к обману. Под влиянием Журденов мир изменяется. Это мир ограниченности, где властвуют деньги. Мольер направляет свой сатирический смех и против таких буржуа, как Журден, и против таких аристократов, как Дорант и Доримена. Но на каких началах стоит он сам? Мольер выходит из морали, которая выдается ему общечеловеческой, естественной.
Страница: 1 [ 2 ]