Мелье "Завещание" - сочинение "Жан Мелье и его труд "Завещание""
Страница: 1 [ 2 ] 3но же ненавистна ему личность Христа, для которого у Мелье буквально не хватает ругательств:
"А наши богохристопоклонники? Кому приписывают они божественность? Ничтожному человеку, который не имел ни таланта, ни ума, ни знаний, ни ловкости и был совершенно презираем в мире. Кому приписывают они ее? Сказать ли? Да, я скажу это: они приписывают ее сумасшедшему, безумцу, жалкому фанатику и злополучному висельнику".
Борец за права бедняков видит окончательное и неопровержимое доказательство ложности учения Христа в том, "что он всегда был беден, был только сыном плотника...".
Религия - источник большинства общественных зол и, в частности, неравенства людей, которое держится лишь ее авторитетом. Мелье признает необходимость "некоторой зависимости и подчинения" в каждом обществе. Но сейчас власть основана на насилии, убийствах и преступлениях. В "Завещании" нет речи ни о конкретных мерах для улучшения положения бедняков, ни призывов к богатым сделать что-либо в этом направлении; книга только раздувает ненависть одних к другим.
Самой сущностью, истинной причиной неравенства является частная собственность, которую религия тоже оправдывает."Оттого одни опиваются и объедаются, роскошествуют, а другие умирают с голоду. Оттого одни почти всегда веселы и радостны, а другие вечно в трауре и печали".
Вся социальная программа Мелье сводится к нескольким строчкам:"Каким великим счастьем было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами".
В справедливом обществе, считает Мелье, производство и потребление должны быть организованы на началах общности."Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими тоже сообща и равномерно".
Еда, одежда, воспитание детей не должны сильно различаться в разных семьях. Все должны трудиться под руководством мудрых старцев (в другом месте говорится о выборных должностных лицах).Эти меры приведут к чудесным результатам: никто не будет нуждаться, все будут любить друг друга, исчезнет тяжелый труд, обман, тщеславие. Тогда, говорит Мелье,"не видно было бы на земле несчастных людей, тогда как теперь мы видим их на каждом шагу".
Семейные отношения также должны измениться, ибо падет великое зло, привнесенное церковью, - нерасторжимость брака."Надо, чтобы предоставили одинаковую свободу мужчинам и женщинам беспрепятственно сходиться, следуя своему влечению, равно как свободу расходиться и расставаться друг с другом, когда им станет в тягость совместная жизнь или когда новое влечение побудит их к заключению другого союза".
Позже, в 1793г., когда Конвент проводил дехристианизацию и вводил культ Разума, Анахарсис Клоотс предложил поставить в храме Разума статую первого священника, который отрекся от религиозных заблуждений, - "смелого, великодушного и великого Жана Мелье".
Философские взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения французских материалистов 18 в.
Страница: 1 [ 2 ] 3