Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


Терпеливый обучение.
> Главная Сочинение "Москва в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума" и в романе Л. Толстого "Война и мир""

Толстой "Война и мир" - сочинение "Москва в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума" и в романе Л. Толстого "Война и мир""

Страница: [ 1 ]  2  

“Кто был в Москве, тот знает Россию”, — сказал Карамзин. Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва два столетия назад, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев столицу в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского — я думаю, что этот список можно продолжить целым рядом выдающихся имен.
Александр Грибоедов родился в Москве в семье офицера, учился в Московском университете, превосходно знал языки, окончил словесный, а затем юридический факультет, увлекался театром. Словом, это был не только выдающийся дипломат, литератор, гениальный драматург и композитор, это был один из самых образованнейших людей своего времени. Александр оканчивал университет, когда началась война 1812 года. Война вызвала у юноши большой подъем патриотизма, воодушевила всю дальнейшую жизнь и деятельность. “Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил отечество, как Грибоедов любил Россию”, — писал в дневнике один его знакомый.
В “Горе от ума” отражена эпоха после 1812 года, дается яркое представление о русской общественной жизни 20-х годов XIX века. На первом плане широко и детально показана Москва “высшего общества”. Она возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. “И нэгражденья брать, и весело пожить” — вот идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского круга. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, они боятся просвещения и новых взглядов, потому что понимают, что новая сила сметет их как ненужный хлам. А в России назревали перемены, и в Москву тоже проник дух свободомыслия. Старуха Хлестова с негодованием говорит: “И впрямь с ума сойдешь от этих от одних от пансионов, школ, лицеев, как бишь их, да от ланкартачных взаимных обучений”. Пансионы и лицеи — это, конечно, пансион при Московском университете, где учился Грибоедов. Учебные заведения в глазах московского барского общества пользовались дурной славой: именно там был “рассадник” независимости, которую Хлестова заметила в Чацком.
По-разному относятся герои комедии к Москве, каждый воспринимает ее в меру своего кругозора. Когда Фамусов говорит о том, что едва ли сыщется другая Москва, то Скалозуб глубокомысленно добавляет: “По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью”. Это слова не только дремучего глупца, но и человека, у которого нет ничего святого, никаких патриотических чувств. Он о Москве говорит как о “дистанции огромного размера”.
Чацкий, вернувшись из Европы в Москву, видит, что та не изменилась, он говорит Софье: “Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах”. Это не ненависть к столице, а грусть о застывшем образе жизни: время идет, но ничего не меняется.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz