Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого "Война и мир""

Толстой "Война и мир" - сочинение "Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого "Война и мир""

Страница: [ 1 ]  2  3  

Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.
“Люди как реки”, “человек текуч” — вот что лежит в основе взглядов Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
Вообще, портрет героя у Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности. Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, улыбку, руки. То же касается и поведения. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического деятеля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — не заботящийся о том, как выглядит со стороны, Кутузов, который остается естественным в любой ситуации.
В отличие от нелюбимых, любимые герои Л. Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для автора те, в чьей внешности и поведении подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — истинные герои. А хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется таковым.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.
Л. Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Г. Чернышевский назвал “диалектикой души”. А потому в романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен являются Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым Болконскому открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда “я” Андрея полностью растворяется в мире.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz