Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" как социально-политическая драма"
Страница: [ 1 ] 2Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания людей.
Это произведение широко и реалистически отразило жизнь Москвы двадцатых годов XIX века, а также движение передовой общественной мысли в России, когда на борьбу со старым миром вышли дворянские революционеры — декабристы.
В образе Чацкого автор показывает читателю “нового человека”, воодушевленного возвышенными идеями, способного поднять бунт против существующего строя во имя свободы, гуманности, ума и культуры.
И. А. Гончаров, написавший глубокую статью о “Горе от ума”, говорил, что “Чацкий начинает новый век — ив этом все его значение и весь ум”. Вне такого понимания невозможно оценить и правильно осмыслить образ героя. Чацкий, выразитель прогрессивных идей, а также истинный патриот, говорил: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!”
Создав образ нового героя, А. С. Грибоедов показан, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским обществом. Уже в самом названии комедии лежит ключ к ее пониманию. Произведение писателя говорит о горе человека, и горе это происходит из-за ума. Эта проблема в грибоедовское время была актуальна, так как слова “умный”, “умник” употреблялись как синоним понятия “вольнодумный”.
Именно такой ум в фамусовском мире расценивался как безумие, сумасшествие. На этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”.
“Век нынешний” — это главный герой произведения, резко обличающий московское барство, восстающий против невежества; “век минувший” — это ненавидящие просвещение представители фамусовского общества, которые заявляли, что “ученье — вот чума”, “уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь”. Чацкий выступает против бюрократизма, служения лицам, а не делу (“служить бы рад — прислуживаться тошно”). Его возмущают принципы Фамусова: “подписано — так с плеч долой”, “ну как не порадеть родному человечку”. Главный герой, беззаветно любя свою родину, народ, выступает за бережное отношение к русскому языку, “чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”. Чацкий красноречив, человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. Особенно ярко показывает А. С. Грибоедов эти качества, противопоставляя главному герою лицемерного подхалима Молчалина. Это подлый человек, исправно выполняющий завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Молчалин — “низкопоклонник и делец”, как характеризует его Чацкий, чьи смелые речи всколыхнули спокойствие фамусовского общества, вызвали негодование и резкий отпор. Старый мир сопротивляется, борется с героем, используя клевету. Дружно подхватили они слух, пущенный Софьейо сумасшествии Александра Андреевича.
Страница: [ 1 ] 2