Жуковский "Море" - сочинение "Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского “Море”, стихотворений А.С. Пушкина “К морю” и Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное...”"
Страница: 1 2 [ 3 ]ление, а всей душой проникается состоянием стихии, хочет с нею слиться. Ночь – время, часто упоминаемое в стихотворениях Тютчева о природе. Ночью природа, как никогда лучше, обнаруживает своё родство с бездной хаоса – прародиной всего сущего. Человек останавливается, поражённый величественным зрелищем, потрясённый сознанием, что оно так близко состоянию его души.
Это осознанное эстетическое чувство природы принадлежит довольно позднему времени: “Чтобы его обрести, человек должен хотя бы частично освободиться от природной зависимости, пройти достаточно далеко по пути культуры и, лишь оглянувшись, с её высоты рассмотреть то, что он знал всегда и в то же время как бы не замечал”4.
Всё живое на земле, по мысли Тютчева, существует в борении страстей. Человек – участник этих столкновений, этой борьбы. Но если гармония есть в природе, то её нет в душе человека. Поэт искал пути примирения между человеком и природой. Этот путь он видел в слиянии души человека с душой природы, с единой мировой душой (в духе идеалистической философии Шеллинга, его натурфилософских идей).
Подводя итог, мы говорим о том, что нового, в соответствии со своей эпохой, внёс каждый из поэтов в разработку традиционной темы “Человек и природа”. Понаблюдав за её развитием, можно сделать вывод о традиционном и новаторском в пейзажной лирике, о том, как постепенно описание природы в русской поэзии получало всё более глубокое содержание, философское осмысление. Изменения в системе поэтического мышления всегда тесно связаны со временем, в которое жил и творил художник слова, с философией и историей, эволюцией литературных жанров и направлений. Именно поэтому интересно проанализировать три стихотворения на одну и ту же тему разных поэтов.
Страница: 1 2 [ 3 ]