Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим" - сочинение "Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо""
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6н Крузо.
Понятно, что совокупность всех этих "мелких работ" и есть труд, в данном случае преподнесенный, прежде всего, как вынужденная, насущная необходимость для выживания на необитаемом острове. Но тяготит ли она героя? Поразительно, но не смотря на прямые указания автора на то, что "оказавшись в самых первобытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Для создания положительного эффекта Д. Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уровня физического на уровень духовный.
Чем, собственно, занимался Робинзон на необитаемом острове? В первую очередь, разумеется прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения - приключения, связанные с делами самыми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз. Так, проливные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вынуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным работам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.
В описании трудовых процессов автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков, апеллируя к фактам: "...после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у меня получилось только две больших безобразных глиняных посудины..." Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все "муки творчества". К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы". Но главное в представлении труда для Даниеля Дефо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку", - сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.
Таким образом, именно изобретательность лежит в основе поэтизации труда у Дефо. Отказываясьотчасти от традиций литературной игры, бывшей во времена писателя непреложным законом литературной прозы, Дефо, тем не менее, подсказывает: даже если перед читателем вымысел - игра, то не следует его отвергать, если он правдив и содержит "хорошую мораль".
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6