Гомер "Одиссея" - сочинение "Сюжеты и герои античных мифов"
Страница: 1 [ 2 ] 3сь за правду — объясняли в наивно-фантастической форме происхождение и причины реальных явлений. В мифах одновременно выражались и религиозные, и нравственные, и «научные» представления. Мифология была универсальной идеологией первобытно-родового общества. Но в Греции эпохи Гомера она уже превратилась в «историю»: не утратив окончательно связи с религией, служила неисчерпаемым родником вдохновения сначала сказителям, а потом поэтам. В первоначальном виде мифы не сохранились. Мы знакомимся с ними по литературным источникам.
Сюжеты античных мифов широко использовали многие писатели, художники, ваятели, музыканты разных эпох и стран. Образные выражения, заимствованные из греческой мифологии, до сих пор живут в нашем языке. Мифы Древней Греции сохраняют непреходящую художественную ценность. В них запечатлено «детство человеческого общества», которое, по замечанию К. Маркса, в Элладе развилось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень2. Поэтические сказания о богах и героях отражают трудовой опыт и чаяния народных масс, представления древних о силах природы и реальные исторические события трехтысячелетней давности (Троянская война, поход Семерых против Фив и др.).
Трудно переоценить эстетическое и познавательное значение хороших детских книг, дающих художественное изложение древнегреческих мифов и героического эпоса.
Из многочисленных переводных изданий в свое время была особенно популярна «Книга чудес» (1852) американского писателя-романтика Натаниеля Готорна (1804—1864). Свободный пересказ мифов, дополненный творческой фантазией автора, превращает их в литературные сказки. «Мифология,— писал Н. А. Добролюбов,— служила для Готорна Только фоном, на котором он совершенно свободно изображал картины и события, представлявшиеся его воображению. Он сам говорит в предисловии, что поэтические предания древних греков принадлежат своей поэтической стороной всем векам и народам и что потому всякий народ всегда имеет право усваивать их себе не в мертвой их неподвижности, а в живой обработке, сообразной с условиями времени. Смотря на дело с такой точки зрения, Готорн сумел написать несколько действительно живых и любопытных рассказов…» Куда суровее в оценке «Книги чудес» Н. Г. Чернышевский. Отдав должное таланту автора, он вместе с тем решительно возражал против искажения греческих мифов.
Систематический пересказ мифологических сюжетов составляет содержание неоднократно издававшихся переводных книг: «Мифы классической древности» Штолля, «Олимп» Петискуса, «Мифология» Шваба, «Мифология» Зеемана. Упомянутые книги давно уже вытеснены известным трудом русского историка Н. А. Куна (1877—1940) «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях». Улучшая текст от издания к изданию, автор в художественном изложении мифов старался держаться ближе к источникам — произведениям греческой и римской литературы, донесшим до нас сюжеты в нескольких взаимодополняющих вариантах. Кун сумел передать дух античной поэзии, но сами мифы кажутся иногда искусственно усложненными.
Страница: 1 [ 2 ] 3