Толстой "Война и мир" - сочинение "Гармония и красота в творчестве Л. Н. Толстого"
Страница: [ 1 ] 2Пой сладкозвучный гимн священной красоте!
Она одна живет, безгрешна и извечна,
Смерть может разбросать миров дрожащий рой,
Но красота горит, рождаясь бесконечно...
Депонт де Лиль, “Гипапсия”
Человек всегда стремится к гармонии, к возвышенному и совершенному — в себе и вне себя, и во многом смысл всего этого он выражает одним словом — красота. Все в мире связано, и все имеет противоположность. Есть Христос — есть и Антихрист, есть красота — есть и антикрасота, или безобразие, и смысл этого слова столь же огромен. Толстой в “Войне и мире” утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а следовательно, и восприятие красоты. Сам писатель передает это свое понимание, рисуя героев красками яркими и сочными. В особенности героинь, ибо наиболее ярко он воспевал женскую красоту. Все постигается в сравнении, и Толстой создает много противоположностей (даже название — “Война и мир”). Элен и княжна Марья. Во внешности и той и другой выделяется по одной детали: улыбка Элен и глаза Марьи. “Неизменная улыбка красивой женщины” обворожительна, она “освещает” все вокруг, но... Красота в своей бесконечности имеет свойство изменяться. К застывшим, казалось бы, навсегда изваяниям, картинам гениев нельзя привыкнуть, всякий раз мы видим их совершенно по-другому, с не повторяющимся в точности чувством. Чувство, вызываемое улыбкой живой красавицы, уже не воспринимается Пьером: он “привык к ней и не обращал внимания”.
К прекрасным глазам княжны Толстой обращается даже чаще, чем к улыбке Элен, и каждый раз ее взгляд способен всколыхнуть душу. То эти “большие, глубокие” глаза полны любви, грусти, сострадания, то словно “лучи теплого света снопами выходят из них”. Почему? “Светильник для тела есть око”. Человек сам создает свою красоту, созидая свой мир. Вера в Бога, Евангелие — фундамент мироздания княжны Марьи. Даже ее имя сразу напоминает нам о Пресвятой Деве. Обстановка в ее уголке дома чуть-чуть похожа на родной дом Катерины в “Грозе” — и тут и там мы видим “божьих людей”, но разница между их положением огромна. Марья хочет любить всех, как “Христос любил человечество”, быть “совер шенной, как Отец наш небесный”, ее душа лишена покоя, в постоянном самосовершенствовании, в постижении вечного, и ее лучистые глаза — зеркало ее высокой, чистой души. Они “привлекательнее Красоты”. Я могу представить ее некрасивой лишь тогда, когда ее подавляют. Старый князь держит дочь в страхе, который искажает черты любого человека; Лиза и Бурьен пытаются нарядить ее, дабы произвести выгодное впечатление на Курагиных (и это все происходит в часы, когда Марья более всего некрасива). Она сама пытается подавить в себе жажду любви и материнства, забывая, что муж и дети — тоже ближние и любовь к ним не может быть ниже христианской. Находясь в состоянии почти невозможности самовыражения, она собирает душевные сокровища. И как преображает ее знакомство с Ростовыми и особенно любовь к Николаю! Бурьен, “самая искусная кокетка”, не могла понять,что произошло.
Страница: [ 1 ] 2