Гете "Фауст" - сочинение "Великий немецкий поэт и мыслитель"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6ла.
Французская буржуазная революция 1789 - 1794 годов вызвала противоречивое отношение у поэта. Загнивание старого режима во Франции стало для Гёте явным уже с 1785 г., когда он узнал о скандальном процессе при французском дворе, в котором была замешана королева. Гёте, по его словам, увидел тогда и двор, и государство на краю позорной бездны. Но народное восстание вызывает страх у Гете. Он пишет несколько произведений, направленных против революции.
В 90-е годы XVIII в. Гете работает над большим романом — "Годы учения Вильгельма Мейстера". Героем его является молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. По жанру это так называемый роман о воспитании личности, типичный для эпохи немецкого Просвещения. Интересны в романе картины немецкого провинциального быта XVIII в.
Несложный духовный мир рядовых немцев, представителей провинциальной Германии, колоритно, с поразительным творческим мастерством воссоздан Гете в эпической поэме "Герман и Доротея" . Героиня поэмы Доротея — беженка, прибывшая из мест, оккупированных французскими революционными войсками. Это дает повод поэту не только рассказать о бурных событиях эпохи, но и передать то, как воспринимались эти события в отсталой Германии. Признавая величие идей, выдвинутых французской революцией, Гёте в то же время поэтизирует тихий патриархальный уклад немецкого захолустья.
“У меня громадное преимущество, — говорил Гете, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события". Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии "Фауст". В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом.
В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле "Фауст" — произведение, характерное по своему художественному методу для литературы Просвещения. Это — притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии.
Мефистофель, появляясь перед господом. издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Позиции Мефистофеля Гёте противопоставляет свою страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Эта просветительская программа вложена в уста господа:
Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен...
Так, Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение. Сцена за сценой раскрывается история Фауста. В первой сцене перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает своюбеспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки ие состоянии дать ответ на них.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6