Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы (по повести Бестужева "Роман и Ольга)"

Бестужев-Марлинский "Роман и Ольга" - сочинение "Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы (по повести Бестужева "Роман и Ольга)"

Страница: 1  [ 2 ]  3  

а, Москва для тех и других остается врагом, а ее притязания — грубым покушением на независимость и древние обычаи. Тем самым историческая точность приносится в жертву декабристскому мировоззрению.
Герой повести Роман выступает проводником идеи автора о новгородской вольнице. Это романтик-декабрист, одетый в костюм новгородского боярина. Превыше всего для него свобода Новгорода, которую он готов защищать и отстаивать ценой собственной жизни. Писатель, создавая образ пламенного поборника вольности, способного жертвовать собой, конечно, обращался к своим современникам, увлекая их к борьбе и пробуждая в них чувства чести и долга. Роман при этом говорит и думает как современник автора и тех молодых дворян, к которым писатель адресуется. В речи героя сочетаются две стилевые струи — лирически взволнованная и патетически страстная, полная восклицаний, вопросов и "опрокинутая" в прошлое, изобилующая старинными оборотами, выражениями, пословицами и поговорками Вкрапления древнерусских слов, понятий, бытовых реалий, описаний одежды, утвари, тканей придают исторический колорит повествованию, но он оказывается не воспроизведением подлинности ушедшей эпохи, а всего лишь эффектным орнаментом, оттеняющим вполне современные характеры и поступки героев.
Попытки Бестужева передать нравственный облик эпохи "по соображению" с опорой на подлинные документы оказываются неудачными, ибо в основе авторского повествования лежит речь писателя-декабриста, слегка скрашенная и прикрытая старинными словами. Так, рассказывая о поведении Ольги, возлюбленной Романа, Бестужев сообщает, что героиня вспоминает "тот незабвенный семик, когда впервые рука ее трепетала в руке Романа". Не говоря уже о невозможном для нравов древности поведении Ольги (она не могла видеть Романа до сватовства и свадьбы, потому что дочерей своих "предки наши" не показывали не только посторонним, но даже и братьям своим), стилистические акценты в размышлениях героини, переданных Бестужевым, расставлены неверно. Слово "семик", которое здесь нарочито употреблено для будто бы исторической верности, выглядит чужеродной странностью, тогда как слово "незабвенный" несет сильную эмоциональную нагрузку, поясняя душевное состояние Ольги. Но эпитет "незабвенный" взят Бестужевым из современного романтического языка, тогда как слово "семик" принадлежит к религиозно-бытовой лексике. Во второй части фразы ("когда рука ее трепетала в руке Романа") господствует стилистика романтизма. Этот оборот прочно увязывается со словом "незабвенный". Они подобраны по стилистическому сходству и образуют единый стилистический пласт, из которого выпадает слово "семик". При этом оно лишается исторического колорита и означает обычное для того времени слово "день". Все это доказывает, что Ольга размышляет о своем милом как типичная романтическая героиня, а не степенная красавица нашего фольклора или древних памятников.


Страница: 1  [ 2 ]  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz