"Слава тебе, безысходная боль"
Страница: [ 1 ] 2
Удивительно творчество поэтов XX века! В тяжелое для нашей страны время политической смуты, революций, гражданской войны, а затем и тоталитарного режима, беспощадного к инакомыслящим, когда государство требовало призывающих к борьбе рифм, восхваляющего советскую власть слога, истинные мастера слова, создающие произведения на вечные темы, оказались под запретом. Но, несмотря на постоянные гонения, травлю самыми низкими и подлыми способами, эти авторы продолжали создавать свои творения. Среди них была и Анна Ахматова. Потеряв почти всю свою семью в сталинских лагерях, обвиненная в отсутствии патриотизма и близости к народу, эта поэтесса смогла не просто не пасть духом, но и оставить глубокий след в мировой литературе прошлого века.
Анна Ахматова, прежде всего, признанный мастер любовной лирики. Строчка “Слава тебе, безысходная боль” из стихотворения “Сероглазый король”, на мой взгляд, наиболее точно отражает отношение самой поэтессы к этому великому чувству. Сначала кажется, что в этих словах нет смысла, они противоположны; как можно восхвалять что-то, приносящее страдания и боль?! Но антитеза здесь неслучайна: в ней — вся гамма переживаний от счастливой до безответной любви. Анне Ахматовой удалось всего лишь в нескольких строках передать не просто картину встречи или расставания героев, но и их мысли и чувства через мельчайшие детали, создающие поразительно полный, законченный образ.
Ярким примером использования данного приема является стихотворение “Сжала руки под темной вуалью...”. В этом произведении всего из трех строф высказано очень многое, его поэтесса написала по всем канонам русской классической поэзии; в нем нет суеты слов, ничего лишнего, но вместе с тем не возникает ощущения недосказанности, недопонимания, каждое слово, само по себе кажущееся ненужным, засоряющим слог, в контексте приобретает особый смысл, добавляющий стихотворению точность в изображении картин, экспрессивность, выразительность мыслям и поступкам героев. Композиция произведения как бы идет по нарастающей — сначала разговор: “Отчего ты сегодня бледна?”. В нем слышатся позднее сожаление и грусть, затем ответ, все ускоряющийся образ, апогеем которого является последняя строфа. Слова “задыхаясь”, “спокойно” помогают лучше понять переживания героев. Драматизм положений сжато и точно выражен в резком противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа.
Важной особенностью данного стихотворения является логичность, последовательность в изображении событий, причем, в отличие от творчества большинства поэтов начала XX века, событий вполне реальных. Эта тенденция прослеживается во многих других произведениях Ахматовой: “Хочешь знать, как все это было...”, “Проводила друга до передней...”, “Сказка о черном кольце” и прочих.
Стихотворения Анны Ахматовой всегда настраивают читателя на определенный лад, в них очень тонко чувствуется, угадывается то настроение, которое автору хотелось вызвать. Так, например, в произведении “Двадцать первое.
Страница: [ 1 ] 2