Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»"

Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»"

Страница: [ 1 ]  2  

Комедия Грибоедова “Горе от ума” была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными образов, идей, художественных средств. Грибоедов выступает истинным новатором, создавая произведение, в котором ставятся актуальные для того времени социально-политические проблемы, обогащаются и углубляются образы персонажей, изменяется сюжетная линия, возникает новый комедийный язык.
В самом заглавии пьесы задана важнейшая проблема комедии — проблема ума. В произведении Грибоедова она обогащается философским смыслом, в отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости. У Грибоедова же противопоставлено несколько типов ума.
С проблемой ума связано переосмысление традиционных амплуа: Чацкий у Грибоедова носит и амплуа умника, и амплуа глупца одновременно. Он далеко не всегда является резонером, часто попадает в комические ситуации. Чацкий похож и на романтического героя. Сама общественная линия конфликта “Горя от ума” необычайно сходна с традиционным романтическим конфликтом: одинокий, исключительный герой противостоит всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью. Чацкого назвать однозначно героем высоким и трагическим, романтическим нельзя, и вовсе не случайно в комедии появляется снижающий двойник — Репетилов.
Кроме амплуа Чацкого меняется и амплуа, например, Молчалива. Он более всего подходит на роль героя, олицетворяющего “золотую середину” (как Филинт у Мольера), но у Грибоедова он отнюдь не положительный герой. Он лакей в душе и в поведении, привычках. Таким образом, Грибоедов изменяет традиционные амплуа произведений классицизма и романтизма. Более того, он еще и углубляет характеры своих персонажей, создает психологические индивидуальности (Лиза, скромная субретка, произносит печальные и умные слова: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. При этом психологическая индивидуализация характеров не мешает персонажам оставаться подлинными типами (Чацкий говорит: “Молчалины блаженствуют на свете”).
Грибоедов переосмысливает не только амплуа и характеры героев, но и саму сюжетную схему. Соперничество двух молодых людей ради прекрасной девушки — сюжет традиционный, но в прежних комедиях всегда побеждал по-настоящему достойный и все заканчивалось счастливой развязкой. Молчалин не является достойнейшим в концепции Грибоедова, но он оказывается удачливее Чацкого. Счастливой развязки не происходит вовсе, и финал остается открытым. Любовная интрига становится выражением идейного одиночества героя. Традиционный сюжет в “Горе от ума” не только переосмысливается, но и обогащается социально-политической линией. Далеко не случайны политически окрашенные монологи в пьесе (“Вот то-то, все вы гордецы...” Фамусова или монолог Чацкого о французике из Бордо).
Грибоедов в своей комедии достигает необычайной широты охвата изображаемого. Он показывает при помощи деталей быта и нравов всю Москву, а не один дом Фамусова (говорит о званых вечерах, Английском клубе, о спокойной службе в архивах и т.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz