Толстой "Война и мир" - сочинение ""Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал" Н.А.Добролюбов (По одному из произведений русской литературы — Л.Н.Толстой "Война и мир")"
Страница: [ 1 ] 2 3Л.Н.Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л.Н.Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.
"Люди как реки", "человек текуч" — вот что лежит в основе взглядов Л.Н.Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Л.Н.Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они-вб многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда рйинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вообще портрет героя у Л.Н.Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности человека. Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, руки, улыбку. То же касается и поведения человека. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического деятеля, ибо он не способен понятьдух войска. И — напротив — Кутузов, который остается естественным в любой ситуации
В отличие от нелюбимых, любимые герои Л.Н.Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнута все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве. Князь Андрей — в государственной службе.
П.Н.Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н.Г.Чернышевский назвал "диалектикой души". А потому в его романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом наддетской кроваткой под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда "я" Андрея полностью растворяется в мире.
Страница: [ 1 ] 2 3