Арцыбашев "Санин" - сочинение "Санин - характеристика литературного героя "
Страница: 1 [ 2 ]ернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.— герой отрицания, знающий, как «не надо», пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова «зверь» и «тварь» по отношению практически ко всем персонажам. Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни. Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть — единственное «естество» человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию «Антихристианина» Ницше. В своем отрицании С. доходит до положения о бесплодности мысли человека вообще. Фауст и Гамлет ему скучны, как и Заратустра. С.— герой-проповедник, открывающий окружающим новые истины. Он туманно говорит о новых условиях жизни, при которых не будет ни зверств, ни аскетизма. Именно эта туманность делает С. героем промежуточным, двойственным. Это герой нереализованных возможностей, не знающий, «как надо», но в отличие от мучающихся этим героев Толстого и Достоевского не уходящий в глубины саморефлексии, всему предпочитающий сон и рюмку водки. Он способен на кратковременный душевный порыв, сочувствие. Однако принятая им формула жизни превращает его из человека в самца и ведет ко все большей туманности относительно путей к «естеству» и счастью. А. Блок, один из немногих современников, отнесшихся мудро к образу С., задавался вопросом относительно его будущего, считая, что скорее всего С. «потеряется». Образ С. получил у Арцыбашева завершение в образе художника Михайлова («У последней черты», 1912), который, следуя «голосу естества», дошел до грубости и насилия, а затем до потери возможности «наслаждения жизнью» и всепоглощающей тоски.
Лит.: Боровский В.В. Базаров и Санин. Две личности. 1909; Розанов Н.П. Крылья смерти. Владикавказ, 1913; Никоненко С.Г. Михаил Арцыбашев // М.П.Арцыбашев. Тени утра. М., 1990; Руднев А. «Я человек жизни, и только жизни, земной, человеческой…» // «Вопросы литературы». М., 1991. №11-12; Прокопов Т.Ф. Жизнь и смерть Михаила Арцыбашева // М.П.Арцыбашев. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 1.
Страница: 1 [ 2 ]