Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В ней происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов.
Сцена бала в комедии подготавливается заранее. С точки зрения идейного конфликта пьесы развитие действия предвосхищается монологами Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются идеалы и идейные убеждения “века нынешнего” и “века минувшего”, выявляется неприятие обществом идей и мыслей Чацкого — представителя передовой дворянской молодежи 10-20-х годов XIX столетия.
Большое значение имеют картины и явления, предшествующие балу. Стремясь добиться у Софьи признания в начале третьего действия комедии, Чацкий сам подает ей повод для насмешек:
Я сам? не правда ли смешон?
Говоря о любви, которую он испытывает к Софье, герой отождествляет ее с безумием:
От сумасшествия могу я остеречься...
Реакция Софьи на эту реплику Чацкого и послужила основой для сплетни, столь быстро разнесшейся на танцевальном вечере у Фамусова:
Вот нехотя с ума свела!
Сцена бала - это типичная картина московских нравов того времени, так называемая “галерея типов” фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представителей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обрисовкой характеров.
Первой приезжает чета Горичей. Муж, Платон Михайлович, - старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые годы он был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он “спокоен и ленив”, им забыты “шум лагерный, товарищи и братья”.
Думается, что Наталья Дмитриевна до замужества также хорошо знала Чацкого. Об этом можно судить по ее первой реакции при встрече с героем:
Не ошибаюсь ли!., он точно, по лицу...
Ах! Александр Андреич, вы ли?
Наталья Дмитриевна — яркий пример воплощения женской власти. Своими заботами о здоровье “нездорового” мужа она убила в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в молодости, сделав из него безвольного человека. Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа своими постоянными замечаниями, ложными волнениями о его здоровье:
Ах! Мой дружочек!
Здесь так свежо, что мочи нет,
Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.
Показательна фраза Натальи Дмитриевны: “Мой муж - прелестный муж”, - построена по тому же принципу, что и фраза Молчалива: “Ваш шпиц - прелестный шпиц”. Это свидетельствует о том, что роль мужа в семейной жизни сведена до уровня игрушки, забавы в руках жены. Да и сам Платон Михайлович считает семейную жизнь скукой, так как уже несколько лет “твердит дуэт а-мольный” в одиночестве, замечая при этом, что теперь он “не то”.
Вслед за Горичами появляется семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон вместе с графиней-внучкой представляют, по словам Гончарова, “контингент невест” того времени. Их поведение полностью соответствует тому, как описывает Фамусов московских барышень в монологе “Вкус, батюшка, отменная манера...”: княжны умеют “принарядиться” “тафтицей, бархатцем и дымкой”, все их разговоры сводятся к разговорам о нарядах:
Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!
Какой эшарп cousin мне подарил!
Поведение гостей на балу в доме Фамусова подтверждает тот факт,
что определяющими в обществе являются чин и деньги.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz