Айтматов "И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)" - сочинение "«И дольше века длится день» Айтматов - Рецензия (cочинение)"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5я Едигеем на Каранаре, мерно движется в глубь степей к кладбищу Ана-Бейит. Но там уже их ждет ошеломляющая новость: святая святых казахов "подлежит ликвидации", на месте кладбища будет находиться стартовая площадка для запуска ракет по программе "Обруч". Чья-то неумолимая воля в лице лейтенанта Тансыкбаева отлучает людей от их святыни. "Униженный и расстроенный" Едигей, преодолев сопротивление сына Ка-зангапа Сабиджана, хоронит друга неподалеку, на обрыве Малакумдычап. И в конце этой истории, как и в ее начале, появляется символ Природы: коршун, паря высоко, наблюдает старинное дело захоронения и предстартовую суету на космодроме.
А параллельно идет рассказ о совершенно ином мире, центр которого находится южнее Алеутских островов в Тихом океане, в квадрате, примерно равноудаленном от Владивостока и Сан-Франциско. Это авианосец "Конвенция" - научно-стратегический штаб Обценупра по совместной программе "Демиург". Здесь американский и советский паритет - космонавты, связавшись с внеземной цивилизацией, покинули станцию "Паритет" "временно, чтобы по возвращении доложить человечеству о результатах посещения планеты Лесная Грудь". Объясняя причины своего "беспрецедентного предприятия", они пишут: "Нас ведет туда жажда знаний и вековечная мечта человека открыть себе подобные существа в иных мирах, с тем чтобы разум объединился с разумом".
При сопоставлении таких линий сюжета получается, что автор, постигая совершенный мир, всматривается в него из космической бездны: смогут ли люди изменить свои представления о мироустройстве, чтобы войти в новое обитаемое пространство? С другой стороны, современность последуется из глубины изначальной Природы, с позиций патриархального миропонимания: сохранят ли люди традиции и духовные ценности предков, сохранят ли землю во всей ее уникальности? Введение космической, даже научно-фантастической сюжетной линии усложнило композицию романа. В нем существует как бы несколько пространств: Буранного полустанка, Сары-Озеков, страны, планеты и дальнего космоса. Так же сопрягаются в романе и разные пласты времени: прошлое, настоящее и будущее. А в центре их пересечения - человек, причастный и к лисице, и к ракете, призванный все понимать, соединять, гармонизировать. Это и есть главный герой романа Едигей Жангельдин, Буранный Едигей, проживший безвыездно сорок лет на полустанке, фронтовик, настоящий трудяга, труженик. Как писал сам Айтматов, "он один из тех, на которых, как говорится, земля держится... Он сын своего времени". И рядом с ним в центре романа верблюд - сырттан (сверхсущество), ведущий свой род от белоголовой верблюдицы Акмал, как воплощение самой Природы, ее равенства с человеком. Между ними, человеком и верблюдом, лежит пласт мифов: предание о кладбище Ана-Бейит, легенда о трагедии манкурта, о том, как Найман-Ана пыталась воскресить любовью память у сына-манкурта и как летает теперь над степью птица Донен-бай с воззванием к людям: "Вспомни имя твое! Твой отец Доненбай!.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5