Свободная тема "Человек" - сочинение "Эстетический мир техногенной цивилизации."
Страница: 1 [ 2 ] 3амышляя побег, пригласили с собой третьего – сельчанина Федора – в качестве «кабанчика». Этот наивный, доверчивый человек, не утративший веру в людскую доброту и порядочность, нужен был лишь как «живое мясо».
И совсем не случайно «Черный квадрат» К. Малевича воспринимается как образ черной космической дыры, втягивающей в своё нутро целые государства и народы. С изощренной жестокостью стирались с лица земли незыблемые, казалось бы , столпы вековых культурных ценностей, олицетворявшей собой взлеты нравственности и красоты. Контуры трагического лика человечества стали еще яснее и отчетливее, нарастал и пессимизм.
Процесс расчеловечивания огромных масс стало набирать силу в машинизированную эпоху. Произошел гигантский скачек в развитии техники. Изменение условий и существования не могли не отразиться на сознании человека, его мирочувствовании. Крепло неистребимое желание активно вмешиваться в природный мир, переделывать его по своему усмотрению. Человек не проситель, а владыка природы. В новое время человек оказался заложником машинизированной цивилизации. В этом неустойчивом взвинченном мире человек оказался «без руля и без ветрил». Внутренний мир человека стал беднее и примитивнее. Именно в это время получили массовое распространение дисгармоничные, односторонне развитые типы людей вроде человека-прагматика. В этом типе человека превалирует энергия, целеустремленность, воля, опора на рассудок, трезвый расчет. А нравственность, гуманизм, отзывчивость, эмоциональная чувствительность кажется рационалисту чем-то наивным, химеричным на пути к реализации «великой идеи». Цель оправдывает средства.
Многие люди Достоевского- это люди, решившиеся на преступление, чтобы доказать себе и другим, что они свободные существа. (Раскольников, Иван Карамазов и др.)
Можно, конечно, избавить мир от зла, но для этого нужно отнять у людей свободу, чтобы они не имели возможности ни капризничать, ни выражать свое недовольство, ни тем более совершать преступления. В таком мире все будут счастливы, но это будет счастье муравейника. У Достоевского зло есть признак того, что в человеке есть внутренняя глубина. Как ни странно, но только внутренне глубокие люди по Достоевскому, способны на зло. Человек, решаясь на зло, испытывает себя, пытается выйти из-под закона, пытается доказать себе, что он человек, обладающий свободой воли, а не « винтик» в общей отлаженной социальной машине.
Так где же эта нить Ариадны, которая поможет выбраться из лабиринта сложных противоречий, в которых погрязло человечество?
Толстой в поисках ответа на этот вопрос пришел к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии – непротивление злу.
Сколько в истории было насмешек, иронии, даже издевательства над учением Толстого, но вряд ли человечество может предложить что-нибудь другое, кроме морального самосовершенствования, воспитания взаимного уважения и терпимости.
Но пока идеи Толстого остаются только романтическим идеалом, а не средством практического изменения жизни, и, говоря словами Булгакова, человек находится во власти меча, не желая взглянуть на красоту звездного неба.
Страница: 1 [ 2 ] 3