Свободная тема "Современные поэты" - сочинение "Мир поэзии 1970-90-х годов"
Страница: 1 [ 2 ] 3е содружества,
Все сотрудничества и супружества, —
Собутыльничество живет.
Анатолию Передрееву всегда было свойственно глубокое уважение к дому: к каждому в отдельности и к Дому вообще как воплощению мира и “лада”. Это было сознательное обережение себя от грозящего со всех сторон, а также изнутри неблагообразия и хаоса. Вот строки из его стихотворения “Отчий дом”.
В этом доме
Думают,
Гадают
Обо мне
Мой отец и мать...
В этом доме
Ждет меня годами
Прибранная, чистая кровать.
В черных рамках —
Братьев старших лица
На беленых
Глиняных стенах...
Не скрипят,
Не гнутся половицы,
Навсегда
Забыв об их шагах...
Особое место в поэзии занимает сегодня тема войны. Лирика о Великой Отечественной войне "плавно перетекает" в стихотворения о братоубийственной войне в Грузии, Осетии, Чечне. Ю. Белаш в сборнике "Окопная земля" скорбит о бессмысленно погибших ребятах:
И поскольку своя — не чужая забота,
Поднялась, как один, вся стрелковая рота
И потом ночевали .. половина — на хуторе,
А другая — снегами навеки окутана.
Поэт пытается предостеречь от страшных последствий войны:
...от крови шалеешь — и себя не жалеешь, и врага не жалеешь.
И настолько уже воевать привыкаешь,
Что и не нужно, а все же стреляешь...
Приметой нашего времени является "развал" великой державы, разделение республик на государства. М. Шлаин грустно констатирует:
Вот и нет ее, прежней державы...
И сейчас у нас все по-другому:
Будто люди сидели и — глядь —
Поднялись вдруг и вышли из дому...
Поэт говорит о том, что разорвались связи между людьми и многие живут "вхолостую, вслепую, впустую — в доме брошенном, в мире пустом". Евгений Евтушенко так пишет об этом:
Как во время войны,
Потерялись три стены,
Крыша, двери, парты.
Ото всей большой страны
Только клочья карты.
Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Стоит вспомнить об "Охоте на волков" В. Высоцкого или "Римской империи" Б. Окуджавы:
Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
В равной сваре — за нами удача.
Волки мы — хороша наша волчья жизнь.
Вы собаки — смерть вам собачья.
Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.
Современная поэзия подобно пушкинской "свободной стихии" разнообразна и многозначна. Из ее глубин пробиваются и народная, песенная лирика, имощное течение классического стиха, в котором отражается красота земли, и "громокипящие" валы гражданской поэзии.
Страница: 1 [ 2 ] 3