Свободная тема "Песни" - сочинение "Песни"
Страница: 1 [ 2 ] 3авляли ее на протяжении недели до свадьбы.
Один из самых частых образов в ее плаче - белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают ее. В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или что причитали только те, кого отдали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
Наряду с причитаниями исполнялись просто песни. Песня легче, динамичнее, чем причитание, поется быстрее и веселее, в ней не подчеркивается тяжесть семейной жизни, напротив, бытовая сторона брака приукрашена, как, например, в колядках. Внешность жениха и невесты в песнях приближена к идеалу, образцу красоты - косы русые, лицо белое, брови соболиные. Жених и невеста нередко предстают в образе птиц, зверей, деревьев: невеста - лебедь, пава, яблоня, виноградная ягода; жених - сокол, коршун, соловей, дубок.
Во время свадебного пира поются особые величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Здесь, как и в календарных величаниях, дается идеализированное описание какого-либо лица.
В конце свадебного пира поются корильные песни. Это величания шуточные. В них те же лица осмеиваются, осуждаются. Корильные песни были адресованы не только гостям на свадебном пиру, но и потусторонним силам, которые должны обеспечить удачный переход невесты в новое состояние и счастливую жизнь в браке. Со временем первоначальная роль корильных песен забылась, и они стали восприниматься просто как шуточные.
О веселом и грустном
Необрядовые (бытовые) песни свободно поются в любой подходящей обстановке. Они возникли позднее обрядовых, однако многие из них родились тогда, когда еще были сильны патриархальные порядки. Например, молодые еще не могли перечить родителям и вынуждены были покориться их воле.
В народных песнях нового времени влюбленные делают собственный выбор и если страдают, то уже по собственной вине.
В семейных песнях издавна рассказывалось о житье молодой женщины в чужом доме, об обидах. Так же, как и в свадебных песнях, исполняемых до венчания, здесь нет ни одной радостной нотки. И мужа счастливого в семейных песнях не встретишь. В одной жена ленивая, в другой злая, в третьей грызет молодца тоска по прежней любушке, на которой не разрешили ему жениться.
В солдатских песнях, которые пелись вдали от дома, идет речь о тяготах службы, о походах, о возможном ранении или гибели в бою. Сколько трагического смысла в солдатских песнях! Тут и морозы русские, и сапоги худые. А за этим вся жизнь человека, вся его заломанная судьба. Сколько может сказать одно "ох":
Через двадцать пять годочков,
Ох, ворочусь я соколочком-
Были особые песни у чумаков (извозчиков). Долгими часами, под палящим солнцем или на леденящем ветру, медленно двигались повозки или сани, и в такт с ними звучала песня.
Страница: 1 [ 2 ] 3