Толстой "Война и мир" - сочинение "Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н.Толстого "Война и мир""
Страница: [ 1 ] 2 3Главная мысль романа Л.Н.Толстого заключена в заглавии. Одно из значений слова «мир» - национальное единство, «общая жизнь». В этом плане смысл слова «война» объясняется как «разобщение», «разъединение». В мирной жизни, когда люди живут лишь своими личными интересами, действует закон разъединения. Любимые герои Толстого - Пьер Безухов и Андрей Болконский - мучительно ищут истину, общую цель для «настоящей» жизни. Обрести точку опоры им и другим людям мешают социальные перегородки, сословные предрассудки, эгоистические устремления. И только во время тяжелого для Родины испытания происходит объединение нации. Как это ни парадоксально, но война способствует миру, возникновению «общей жизни», общих чувств.
Во время войны 1812 года все, независимо от сословной принадлежности, пола и возраста, были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма». Любовь к Родине проявлялась не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но способствующих приближению победы.
1812 год – кульминационный центр романа. «Всем народом навалиться хотят» - ключевая фраза всего произведения. Не только армия, а весь народ во время общей беды имеет одну ясную и простую цель – изгнать врага. Для Толстого народ – это важное философское понятие. Он не отождествляет народ с простым людом или с государством, национальной политической традицией. Народ – это большой коллектив, объединенный языковой, культурной, духовной традицией, это общность на основе главного нравственного чувства – любви к Отечеству.
Все герои романа проходят проверку 1812 годом и получают нравственную оценку в зависимости от того, насколько способны проникнуться общим чувством. Так, общенародное сопротивление врагу выразилось в бессознательном поступке смоленского купца Ферапонтова. Он призывает солдат грабить его же лавку: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» Ферапонтов сам стал хватать мешки с мукой и выкидывать на улицу. В его крике «Сам запалю!» предвосхищается будущий пожар Москвы и гибель наполеоновской армии. Настал час, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России. Патриотизм этого человека проявляется стихийно, разрушая купеческую жадность. В миг беды горят и другие дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут на соседние дворы горящие бревна, чтобы поджечь еще что-то, что могло бы достаться французам.
Семья Ростовых, уезжая из Москвы, жертвует своим имуществом и отдает все подводы раненым. Наташа ни на минуту не задумывается о том, что может разрушиться ее будущая жизнь, ведь она останется бесприданницей. Под влиянием бессознательного патриотизма, человеколюбия разрешился конфликт между родителями, и семья приняла единое решение: добро оставить, а людей вывезти. Ростовы испытали естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастия» для народа. Ростовы жертвуют не только имуществом, но главное – жизнью самого дорогого и близкого человека. Петя Ростов не умеет говорить правильных фраз, он просто чувствует, что не должен быть в стороне, когда Россия в опасности: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, - я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…»
Той же стихийной потребностью принести пользу охвачен Пьер Безухов.
Страница: [ 1 ] 2 3