Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)"

Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)"

Страница: [ 1 ]  2  

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!..

Болезнь Базарова сделана так сильно,

что я ослабел, и было такое чувство, как

будто я заразился от него.

А. П. Чехов

В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии.

Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру.

А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! — говорит он. — Мы, физиологи, знаем, какие это отношения...». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы.

Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм».

Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни — «над чем посмеешься, тому и послужишь».


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz