Толстой "Война и мир" - сочинение "Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир""
Страница: [ 1 ] 2В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой противопоставляет искусственности и условности «большого света» простоту и духовную высоту «простого человека».
Образ Платона Каратаева – один из ключевых образов романа, отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа. Каратаев – крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и помещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби ближнего своего». Он любовно жил со всеми, любил товарищей, французов, любил Пьера. Его любовь согревала окружающих: Каратаев утешал, «лечил» словом. Он с сочувствием, доброжелательностью относился к людям. В его голосе была ласка, простота. Первые слова, с которыми он обратился к Пьеру, - это слова поддержки: «А много вы нужды увидели, барин?… Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» Каратаев в изображении Толстого – символ «естественного» человека из народа, воплощение народной нравственности.
В романе показаны другие представители низших сословий: Тушин, Тимохин. Их объединяет глубокое внутреннее родство. Капитан Тушин – маленький, внешне невзрачный человек. Но писателю важна его внутренняя красота. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой показывает, как война может способствовать проявлению самых лучших качеств людей. Перед боем Тушин размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна». В это время недалеко от балагана упало ядро, и «маленький Тушин с закушенною набок трубочкой» сразу же бросился к солдатам, уже не думая о смерти. Именно робкий, «домашний» Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным: «действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов». Так капитан совершил духовный подвиг, спас людей.
Писатель обращает внимание, какие у этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.
Красивый поступок при Шенграбене совершил и капитан Тимохин. Он появился в ту самую минуту, когда русские солдаты поддались панике. Однако «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Только благодаря Тимохину русские батальоны вновь собрались. Накануне Бородина Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем сражении: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
Страница: [ 1 ] 2