Свободная тема "11 класс" - сочинение "Человек и природа (по творчеству В. Астафьева и В. Распутина)"
Страница: 1 [ 2 ]которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле “женщина”, мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, “не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: “Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и...” И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.
По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести “Пожар”. Герои повести занимаются заготовкой леса. Они “словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду да так и застряли”. Эпиграф повести: “Горит село, горит родное” — заранее настраивает читателя на события повести. Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: “Во всем том, как вели себя люди — как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, — во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти”. В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих Добро и делающих Зло. Главный герой повести Иван Петрович Егоров — гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: “Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!.. В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!” Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что “у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая — весь свет внаклон”. В данном случае “захромала” земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, “кочевали”. А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: “Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?” Возможно, эти интонации, однажды уже приковавшие к себе внимание русской общественности, сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.
Страница: 1 [ 2 ]