Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ""
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16ская? - Иоанн рече: Отец, Сын и Святой Дух"[27].
Солнце олицетворяет собой "высоту небесную". гуляющий по всей земле ветер - "широту земную", река - "глубину морскую".
Небо - престол Отца; Сын сошел на землю и оставил на ней свой престол - христианскую церковь; при крещении водой нисходит Святой Дух. То есть получается, что Ярославна обращается к трем природным стихиям, олицетворяющим три ипостаси Святой Троицы!
Ее молитва явилась решающей (или переломной) в Промысле об Игоре.
Подвластная своему Творцу природа, т.е. выполняя Его волю, способствовала возвращению раскаявшегося (по летописи) князя домой...
§ 4
Итак, мы убедились, что автор "Слова" не случайно поместил описание затмения в самое начало своего творения, создав развернутый художественный образ. Но только ли в этом его смысл?
Солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г. Это - день памяти пророка Иеремии. В христианском мировосприятии не бывает случайных совпадений, но во всем кроется глубокий смысл. И его попытался вскрыть гениальный автор, используя экзегезы (скрытые библейские цитаты) именно из книги пророка Иеремии.
Совершенно прав Р.Пиккио, заметивший в одной из последних своих статей по "Слову о полку Игореве": "Обратившись к библейскому контексту (который, будучи боговдохновенным, несет абсолютную истину), мы можем проникнуть в "духовный", т.е. высший, смысл текста, в котором без этого "восхождения" нам открылся бы только "исторический", т.е. буквальный и "низший", смысл"[28].
Приведем некоторые текстовые параллели из книги пророка Иеремии и "Слова о полку Игореве".
Книга пророка Иеремии Слово о полку Игореве
Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей... Тогда бо по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче... (с.16)
А погани съ всехъ странъ прихождаху съ подедами на землю Рускую (с.17).
Тоска разлияся по Руской земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи... А погани сами, победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по беле отъ двора (с.18).
Уныша бо градомъ забралы, а веселие пониче (с.19).
Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми... (с.21)
Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Асирию, чтобы пить воду из реки ее? Спалъ князю умь похоти и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. "Хочу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, ... а любо испити шеломомь Дону" (с.11).
Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего...(2,14-19). Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16