Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "Проблема автора в Слове о полку Игореве"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ]токмо от Чернигова и Смоленска, но колико тысяч из-за Днепра и от Волги». Прямым продолжением этой мысли являются известные строки поэмы, обращенные к сыну Долгорукого:
«Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти!»
Автор поэмы, как и автор летописи, не осуждает существования больших суверенных государств, вроде Владимиро-Суздальского княжества Всеволода
Большое Гнездо или Галицкого княжества Ярослава Осмомысла. Наоборот, он воспевает каждого «господина» своей земли, восхищаясь его могуществом и самостоятельностью.
В этом отношении интересно сопоставить две оценки Ярослава, близкие одна к другой по времени: в 1185 г. поэт написал свой панегирик, а два года спустя, в 1187 г., в летописи дан некролог Ярослава, подводящий итог его долгого княжения.
В «Слове о полку Игореве»:
«Галичкы Осмомысле Ярославе!
Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы Угорские своими железными полки, заступив королеви путь.
……………………………..
Грозы твоя по землям текут...»
В летописи приведена фраза самого Ярослава Владимировича:
«Се аз единою худою своею головою ходя, удержал всю
Галичкую землю». Он был «честен в землях и славен полкы: где бо бяшеть ему обида, сам не ходяшеть
полкы своими, но посылашеть я с воеводами».
В «Слове о полку Игореве»: «Отворяеши Киеву врата...». В летописи
Петра Бориславича, знавшего Ярослава с первого дня его княжения трижды говорится о галицкой помощи Мстиславу Изяславичу: в 1158; 1167 и в 1170 гг.
В полной редакции летописи: «По Дунаю грады укрепил, купцами населил...». Там же есть общая оценка благословенной Галицкой земли, сделанная вполне в духе «Слова»:
«Земля же его во всем изобиловала, процветала и множи-лася в людех, зане ученые хитрецы и ремесленники от всех стран к нему приходили и грады населяли, которыми обогащалась земля
Галицкая во всем».
Как видим, прозаическая характеристика очень близка к поэтической.
И в поэме, и в летописи мы видим полное признание сложившейся карты русских княжеств без какого бы то ни было стремления к ее переделу или сосредоточению власти в руках великого князя Киевского. Обосновывается необходимость единства действий («.. . не дай бог на поганые ездя, ся отреши - поганы есть всим нам обьчий ворог!»), но нигде нет ни малейшего следа призыва к единой Киевской Руси, к лишению отдельных князей их власти, их отчин, их прав суверенных государей. Политическая программа как в поэме, так и в летописи Петра Бориславича одинакова.
Итак, автор «Слова…» по мере сопоставительного рассмотрения все более и более сближается с тем киевским летописцем второй половины XII в., который по целому ряду признаков был сближен с киевским боярином Петром
Бориславичем, упоминаемым на страницах летописей с 1152 по 1169 г.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ]