Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве»"
Страница: 1 [ 2 ]аемых событий, чем фактам, почерпнутым из источников.
Внешняя и внутренняя структура историографических рассказов строится на цепи мотивировок, отразивших одновременно и черты рационалистического сознания XVIII в. и интерес времени к душевным переживаниям, чувствительности, склонность к психологическому анализу исторической тематики. Такой подход совершенно чужд «Слову». Заметим, в нем нет ни одной мотивировки, и тем более психологической.
В рассказах историографов отразились также литературные вкусы, поэтика XVIII в. со склонностью к перифразу, стилистической распространенности.
Даже начитанные авторы «Историй» затруднялись в текстуальном понимании летописи из-за туманного знания семантики отдельных древних слов, результатом чего было появление ошибок в их рассказах. Таким образом, используя древние тексты и стремясь к литературно-художественной типизации, ни один из этих писателей-историков не приблизился по типу своего мышления к автору «Слова». Даже интерпретация летописных рассказов, произведений, значительно менее сложных по своей идейной и художественной структуре, чем «Слово о полку Игореве», представляла для авторов «Историй», даже для самых образованных из них, каким был, например, В. Н. Татищев, определенные трудности.
Все развитие историографии XVIII в., в частности ее методика и стилистика при описании похода Игоря, свидетельствует о том, что принципы этой работы коренным образом отличались от изображения тех же событий в летописях и в «Слове о полку Игореве».
Если бы «Слово» было создано во второй половине XVIII в., как думают скептики, то, вероятно, оно должно было иметь связи с историографической традицией XVIII в. Однако точки соприкосновения «Слова о полку Игореве» с историографией появились лишь в XIX в. После тою как было открыто и опубликовано, оно сразу же нашло живой отклик в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, где кратко, но поэтически перелагается сюжетная канва рассказа Ипатьевской летописи и «Слова о полку Игореве».
От историографической же традиции XVIII «Слово» не зависит. Ни одно из добавлений или изменений текста летописи в исторических сочинениях XVIII в. не имеет в нем аналогий. И ни в одном из рассказов в исторических трудах XVIII в. нет следов такой художественной манеры, которая отличает «Слово о полку Игореве».
Страница: 1 [ 2 ]