Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Образ иноплеменников по "Повести временных лет" (1060-1110) "
Страница: 1 [ 2 ] 3зывает их “оскорбителями”, – оскорбителями, прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные иноплеменники для него – “безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание христианам”, проливающие христианскую кровь, губящие христианские души и русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что отсутствие христианской веры во врагах было главным для летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его отношение к воинственным иноплеменникам.
4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников
Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и по-своему осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного толкование. Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных человеку того времени позиций.
Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял исторические события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему мировоззрение. В представлении автора “Повести временных лет” любое событие происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие действия. Однако в то же время он же и направляет врагов на разграбление земель христиан. Это – наказание Господне за грехи. В связи с поражением на реке Альте в 1068 году летописец сообщает: “Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна” [122][1]. И далее: “Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых...” [122]. В записи за 1093 год можно прочитать: “Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых; это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего” [159].
В понимании летописца каждое событие, каждое происшествие имело свой, совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из церковных праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как Господне благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в праздники Вознесения Господня и в день святых мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова библейского пророка “Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание” [160].
Точно так же трактуются автором “Повести временных лет” и природные явления, которые становятся для него “знамениями”, предвещающими исход сражения. “Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти к злу бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть” [121]. Знамение называется добрым, если битва завершается победой над врагом и дурным, если происходит обратное. За 1102 годом хронист записал: “Знамения ведь бывают одни к злу, другие же к добру” [202].
Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в их междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной силы привлекаются половцы и поляки.
Страница: 1 [ 2 ] 3