Островский "Гроза" - сочинение "Русское купечество в пьесе А. Н. Островского "Гроза""
Страница: [ 1 ] 2На мой взгляд, пьеса А. Н. Островского “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века.
Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц.
Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Марфа Игнатьевна - богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.
Со стороны она кажется “кулак-бабой”, бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким - одним из самых суровых купцов в городе. “Грозный воин” Ка-линова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел... воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже. В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного - вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”.
Что касается действительно отрицательных качеств Марфы Игнатьевны - лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы “темного царства”. Кулигин так характеризует устои этого общества: “Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних... Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”.
Вместе с Кабанихой к старшему поколению калиновского купечества относится и Дикой, но он не является центральным персонажем: не участвуя в конфликте, Дикой расширяет представление о патриархальном мире. Савел Прокофьевич - совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой - это самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: “Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все... Так ты знай, что ты червяк Захочу - помилую, захочу - раздавлю”. И этот человек является “значительным лицом в городе”. Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества. Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие?
Молодое поколение, представленное в “Грозе”, также является очень важной частью жизни общества.
Страница: [ 1 ] 2