Островский "Гроза" - сочинение "ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского "Гроза")"
Страница: [ 1 ] 2В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени — оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, автор определил достаточно точно — некий город Калинов, в пространстве которого развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.
Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все живут по старинке. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги, проходит граница между чудом заволжской природы и городом — местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые видит ее измученная бытом и злонравием родных душа. А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: “...жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие”. Слово “жестокие” он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился. Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский, дает прямое указание, может быть, слишком прямое, на то, чем город является на самом деле.
В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке — не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако этот фон чрезвычайно необходим. Из разговоров горожан понятно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? “Это геенна огненная!” И вот здесь, в этой огненной “геенне”, собираются жители города, пытаясь укрыться от грозы. И здесь, у росписей адских мук, достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи... Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это — кульминация. Это — четкое определение нравственной геогра фии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно твердят герои драмы. Свобода, покой, любовь — там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти кабанихи, дикие, феклуши. Удивляется Борис: “Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания!” Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем дантов “Ад”.
Страница: [ 1 ] 2