Толстой "Война и мир" - сочинение "Система образов Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»"
Страница: [ 1 ] 2 3Система образов романа основана на четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного, условно говоря, «кутузовского» и «наполеоновского». Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они показаны в процессе их постоянного изменения, преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности.
* «Даже в самом искреннем, поэтически чарующем. «Все можно»,— отмечает В. Е. Хализев,— для Толстого таится и нечто чуждое, напоминающее «наполеоновскую» веедозволенность. И герои «Войны и мира», обогащаясь опытом, освобождаются от былого своеволия и приходят к мысли, что надо быть прежде всего вместе с людьми».
Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие люди своего времени и своего класса. Им присущи непрестанные духовные искания, нравственный протест против тяжелой путаницы действительности и вместе с тем постоянная борьба с собой, недовольство собственной жизнью. В 1857 г. Толстой написал:
* «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
Таков жизненный принцип не только писателя, но и его героев, которые с полным правом могут быть названы героями пути. Героическая эпоха 1812 г. помогает им избавиться от эгоистического мировосприятия, от «наполеоновского комплекса». Преодолевая ошибки, заблуждения, они приходят к пониманию своей общности с другими людьми, солдатами, пародом.
Князь Андрей Болконский, воспринявший от своего отца рационалистический тип сознания, предстает в первой половине романа как человек, живущий только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем на первых порах с честолюбивым желанием личной славы. Он готов отдать все на а свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…» Идейная эволюция князя Андрея имеет своей исходной» точкой его зависть к Наполеону. Так с самого начала романа возникает «наполеоновская тема» в ее соотношении с судьбами главных действующих лиц. Герой романа убежден, что исторические события вполне подчиняются воле одного человека. Узнав во время войны 805 г. о безнадежном положении русской армии, он мечтает, «что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения… Он соображал уже, как, приехав к армии, он а военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как одному будет поручено исполнение этого плана».
Спокойное и негромкое мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуться: уважением к людям, совершающим поистине героические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах. И все же желание прославить себя, сравниться с Наполеоном не оставляет Андрея Гюлконского. Только поэтому он и совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения.
Страница: [ 1 ] 2 3