Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума""
Страница: [ 1 ] 2Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе от ума". "Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что "учиться надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: ...Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Образ Чацкого, напротив, это что-то нс.вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов -воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! -
раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А
судьи кто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья
подлейшие черты".
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,
становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные
персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении с этим миром
показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига -
любовная. И.А. Гончаров писал: "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его
слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье".
Страница: [ 1 ] 2