Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Внесценические персонажи и их роль в комедии"
Страница: [ 1 ] 2Героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные
герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как
типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.
К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии
строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы.
Второстепенные герои — Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие — тоже участвуют в развитии действия, но
прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их
психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль
особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-
то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них,
они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала,
поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора
было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале
узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои
на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют
каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и
внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов
описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.
И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени
— Федора Толстого. Сам Толстой, прочитав в “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил
изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно
переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не
подумали, что ворует табакерки со стола”.
В сборнике научных трудов “А. С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н. В. Гурова “Тот
черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с
Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых.
В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и гостиных.
Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа.
Страница: [ 1 ] 2