Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "Символика и недосказанность романа "Евгений Онегин""
Страница: [ 1 ] 2Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», отличаясь богатством идей и чувств, затрагивал такое множество социально-политических, нравственно-бытовых, литературно-театральных вопросов, что В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Д. Благой назвал роман «первым реалистическим произведением Пушкина, пафос которого — трезво, «без романтических затей» взглянуть на окружающее и воссоздать его таким, как оно есть».
В лице героя романа Пушкину удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной Дворянской молодежи. Евгений Онегин — правдивый образ героя, который на голову выше окружающего его ничтожного общества. Он не находит применения своим силам и способностям и поэтому становится «лишним человеком». В романе Пушкин показал социальные причины появления подобных характеров в русском обществе и в то же время создал широчайшую картину русской жизни своего времени.
В процессе создания романа, продолжавшемся более восьми лет, Пушкин идейно и художественно вырос. Роман «Евгений Онегин» реалистичен с первых строк, которые исторически конкретно рисуют жизненную повседневность своих героев. Но, несмотря на это, в начале романа есть существенные признаки романтизма. Это неторопливое, небрежное повествование, в котором часто встречаются автобиографические признания самого автора, множество лирических отступлений, слабо связанных с сюжетом, эмоциональные повторы, лирические обращения, восклицания, недосказанность, приподнятая метафоричность. Постепенно эти стилистические приметы романтизма идут на убыль, отступления сокращаются, срастаются с развитием действия, и роман все больше приобретает реалистическую точность объективного повествования.
Образы Онегина, Татьяны и Ленского даны Пушкиным на фоне определенной социальной среды, и эта среда (высшее столичное дворянство для Онегина, провинциальное дворянство для Татьяны и Ленского) охарактеризована подробно, исторически правдиво — перед читателем русское общество первой четверти XIX века.
Усиливая напряженность развертывающихся событий, добиваясь четкости, рельефности изображения, Пушкин сложно и разнообразно использует средства противопоставления героев, симметричного и кольцевого построения романа. На противоположных сторонах в психологическом плане находятся скептик, холодный рационалист Онегин и восторженный мечтатель Ленский, готовая на самоотверженные поступки Татьяна и пустая в своих мечтаниях Ольга. Татьяна и Онегин противопоставлены друг другу по очень важному признаку: по их отношению к народу. В русской литературе XIX века основным принципом оценки литературного героя была степень его близости к народной среде.
Основные сюжетные ситуации в романе, связывающие главных героев романа, «перевернуты», как в зеркальном отражении. Пушкин, следуя логике действительности, ставит Онегина и Татьяну в противоположные положения в начале и в конце романа. Во второй главе Татьяна пишет письмо Онегину и выслушивает от него поучительные наставления, а в восьмой главе Онегин на свое любовное письмо получает назидательный ответ Татьяны.
Страница: [ 1 ] 2