Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "ОБЛИЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»"
Страница: [ 1 ] 2 3Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений яв¬ляется «Преступление и наказание».
Проблема, над которой бился главный герой Досто¬евского Раскольников (как освободить человека от страданий), оказалась в романе нераскрытой, ибо автор и сам не видел путей ее решения. Но на пути к ее ре¬шению автор исследует и раскрывает трагические про¬тиворечия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его.
Мир героев романа «Преступление и наказание» тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
В романе почти' все — «бывшие». Раскольни¬ков — «бывший студент», Мармеладов — бывший чиновник, Соня — бывшая барышня, малыши Кате¬рины Ивановны — бывшие «дворянские дети», кото¬рых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторг¬нуты от реальной житейской практики. Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет у них и нормаль¬ного семейного очага, своего крова, все люди в ро¬мане — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в но¬мерах, в углах, на временном пристанище у знако¬мых. Многих из них гонят и с этого случайного мес¬та. Страшно звучит вопрос Мармеладова: «Понимае¬те ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...» Почти все они вольные или невольные «вечные странники». Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще — «город полусумас¬шедших». Настрой у большинства героев отрица¬тельный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот жен-щина бросается с моста в реку.
Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармела¬дов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Ни¬щие, они вынуждены просить милостыню.
Эти картины — неизбежная принадлежность пе¬тербургской жизни.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Соню толкает на панель.
Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского.
Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти про¬тест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей. Дети — на¬дежда каждого народа, его будущее.
Страдания детей для Достоевского — один из глав¬ных признаков несправедливо устроенного мира.
На страницах романа писатель, рассказывая о жиз¬ни детей, разоблачает чудовищную преступность об¬щества, потому что в этом обществе страдают дети, льются детские слезы.
Страница: [ 1 ] 2 3