Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение ""Мильон терзаний" Софьи Фамусовой в комедии А.С.Грибоедова"

Грибоедов "Горе от ума" - сочинение ""Мильон терзаний" Софьи Фамусовой в комедии А.С.Грибоедова"

Страница: [ 1 ]  2  

Новаторство А.С.Грибоедова при создании пьесы «Горе от ума» проявилось в органическом слиянии трагического и комического. Поэтому это произведение исследователи творчества Грибоедова называют «высокой комедией» или трагикомедией. Среди главных действующих лиц нет положительных и отрицательных героев в «чистом виде». Грибоедов обрисовал сложные, неоднозначные характеры. Таковы Чацкий, Софья, в какой-то степени – Фамусов и даже Молчалин. Все эти герои попадают в комические обстоятельства и ситуации. При этом они испытывают душевные муки: рушатся их планы, надежды, терпят крах иллюзии. В финале все основные персонажи напоминают героев и трагедии, и комедии. Каждый из них разочарован, оказывается в драматическом и смешном положении одновременно.
Однако среди участников развязки только Софья и Чацкий испытывают подлинные душевные потрясения, а значит, вызывают сочувствие. По точному определению И.А.Гончарова, дочери Фамусова достался свой «мильон терзаний». В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она умна, наблюдательна, независима, пренебрежительно относится к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Тем не менее, героиня отлично знает неписаные «законы» фамусовского общества и вовремя «подключает» «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому за его «злой язык». Софья соединяет в своей натуре и положительные, и отрицательные черты. Она успешно прошла школу светского притворства и злословия. У нее иногда проявляются барские замашки. Софья, например, сурово обращается к Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Несмотря на сентиментальность, характер у Софьи отцовский – крутой, властный. Противоречия ее характера точно определил И.А.Гончаров: «это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения…»
Героиня начинает страдать уже с первых страниц произведения. Ей приходится скрывать свой роман с безродным Молчалиным. Когда внезапно отец застает ее с возлюбленным, она вынуждена идти на разнообразные уловки и ухищрения. Чтобы выпутаться из критической ситуации, Софья придумывает версию неожиданного столкновения всех участников сцены и сообщает ее отцу:
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног…
Стремясь отвлечь внимание Фамусова от присутствия в ее комнате Молчалина, она сочиняет «страшный сон», который якобы ее испугал.
Во II действии Софья, увидев падение Молчалина с лошади, сама падает в обморок. Чтобы замаскировать свой испуг, ей приходится снова выкручиваться и давать объяснения. Притворство обходится героине дорого. Она признается Молчалину:
Да что мне до кого? до них? до всей вселены?
… Пойду любезничать сквозь слез.
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Появление Чацкого в доме Фамусовых у Софьи вызывает досаду и раздражение. Она так и говорит: «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» Именно главный герой с его резким языком и скептическим взглядом на Молчалина и на представителей московского общества, значительная часть из которых приходится родней Софье, кажется девушке возмутителем ее спокойствия, а затем и вовсе лишним в ее окружении.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz