Тургенев "Отцы и дети" - сочинение "Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века (И.С. Тургенев "Отцы и дети")"
Страница: [ 1 ] 2Cюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и
младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф.М.
Достоевский в романе "Бесы"), так и в сатирическом, юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем
сатиры. Сатира склонна обличать (ср. едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует (мягкий,
добрый и т.п.).
В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания
романа был "отцом". Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру
знанием, а пассивную надежду - активными действиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из
неприятия и непонимания родился роман "Отцы и дети". Но это не категорическое отрицание, а желание разобраться. В
этом Тургеневу помогают юмор и сатира.
Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая Одинцову.
Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марьино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и
без повода употребляет слово "отец", разговаривает нарочито низким голосом, пытается вести себя развязно, подражая
Базарову. Но у него ничего не получается, все выглядит неестественно, потому что он остался тем же мальчиком, каким
уехал из родного гнезда.
Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспочвенных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева,
Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это уходящая
в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов.
С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович
дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычищенные полусапожки Павла Петровича
не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как бы говорит
Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной
целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его
идеалов.
Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохмаченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают
внешности Базарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет
разума. Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений ("мы не признаем авторитетов"), нельзя.
Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Неверящий в любовь полюбил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не
в дороге, как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у "старосветских
помещиков".
Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что написал Тургенев, есть только два персонажа, достойных
сатиры: Кукшина и Ситников.
Страница: [ 1 ] 2